Муниципальное образование
Лутугинский муниципальный округ
Луганской Народной Республики


«Народный хормейстер» Аза Фроликова

Музыка ее души 
Сердце отдаю людям… Эти слова будто сказаны о ней - замечательном музыкальном руководителе Азе Фроликовой. Сегодня разве возможно подсчитать, сколько любителей пения были ее учениками? Сколько сотен людских сердец отогрела она песней? Теоретически Азу Юльевну можно назвать «рядовым работником культуры» – но только теоретически. Она давно уже среди лутугинцевснискала себе славу «народного хормейстера». А звание, присвоенное народом, как известно, самое высокое. 
Творческий путь музыкального руководителя, аккомпаниатора, хормейстера АзыФроликовой начался в далекие 70-е. После окончания Луганской музыкальной школы № 2 перед способной девушкой открывалось множество дорог, но она осознанно выбрала дальнейшее образованиев Донецком музыкально-педагогическом училище. По распределению юная Аза попала в г. Кролевец Сумской области, свою трудовую биографию она начала учителем музыки в школе. 
Профессия музыканта – не вписывается в график «от звонка до звонка»: зачастую приходится трудиться почасово в разных местах, чтобы заработать на хлеб насущный. В жизненной круговерти Азе Юльевнедовелось перепробовать многое: работала и аккомпаниатором в хореографических студиях, и руководителем вокальных и хоровых коллективов, и в комнате школьника заботилась о культурном досуге подрастающего поколения.В Лутугино, куда она с семьей переехала из областного центра в 1979 году, Аза Фроликоваувлеченно руководила заводской самодеятельностью градообразующего предприятия – ЛНПВК – и вела уроки музыки в Лутугинской первой школе. 
«Перед собой надо ставить серьезные задачи. Когда задаешь «высокую планку» – только тогда чего-то добиваешься. А если рассчитываешь на средний уровень - так средним и останешься. Стараюсь жить по совести, а трудиться так, чтобы не стыдиться результатов своего труда», – озвучила свое кредо Аза Юльевна. Педагог и дирижер неоднократно показывала высокое мастерство «непрофессиональных» артистов, где и профессионалы не всегда справятся. Зал восхищался. Зал скандировал «браво». Зал вставал, приветствуя исполнителей. Такую реакцию зрителей не раз «испытывал» на себе Народный хор «Надежда», вот уже более двух десятилетий украшая сцену районного ДК. 

Мелодия тридцати сердец 
Работать с людьми, которые не имеют специального музыкального образования, сложно. С любителями хорового пения, которым… далеко за 70, а то и за 80 – сложно вдвойне.Любое искусство живет энтузиастами, людьми, во многом готовыми принести себя в жертву во имя идеи, зажечься самим и зажечь других. Для «Надежды» творческими вдохновителями стали директор клуба «Ветеран» Нина Федоренко и хормейстер Аза Фроликова. 
С 2003 года, лишь с небольшими перерывами, Аза Юльевна работает с хором: проводит репетиции и распевки, разучивает новые и повторяет старые песни, «воспитывает» участников хора, учит их достойно держаться на сцене... За эти годы между ними сложились, можно сказать, родственные отношения. 
Аза Юльевна отметила тех, кто в разное время руководил хором. Это Виктор Марфин, первый руководитель «Надежды», композитор, баянист, заслуженный артист Слобожанщины. Лариса Буцкая – ценительница русских народных и советских песен, обладательница красивого лирического сопрано. «Заслуги этих людей неоспоримы. Они внесли весомый вклад в сохранение и развитие любительского хорового пения. Мне посчастливилось продолжить их дело. В хоре ветерановсегодня 30 человек. Дружный, певучий хоровой коллектив представляет собой цельный организм, несущий людям свет и радость», - с уверенностью заявляет Аза Юльевна. 
А что определяет лицо любого хора? В первую очередь - почерк его руководителя. Благодаря яркой индивидуальности хормейстера, дирижера и новатора Азы Фроликовой родился у коллектива свой оригинальный, неповторимый стиль, а вместе с ним - сложный для исполнения, но изысканный репертуар и высокая культура исполнения. 
Для любого творческого коллектива дата 20 лет свидетельствует о его зрелости, признании у поклонников, да и просто о его состоятельности. Во многом достижения хора не в его Народности, а в том, что это пример жизни людей, воодушевленных музыкой и не живущих без нее, а, если хотите – живущих благодаря ей. «Судите сами: вроде, выступают женщины и мужчины в годах, а на сцену выходят – все молодые, подтянутые, и голоса звенят, - не устает удивляться Аза Юльевна, - они ходят на репетиции потому, что с песней человек молодеет!».Наверное, символично, что в коллективе Народного хора «Надежда» собрались люди, умудренные жизненным опытом, закаленные судьбой, не привыкшие пасовать перед трудностями, стоически переносящие невзгоды и горести. Надежда на лучшее – в буквальном смысле «их компас земной, а удача – награда за смелость, а песни – довольно одной, чтоб только о доме в ней пелось».Участники ветеранского коллектива, многие из которых уже имели за плечами и войну, и трудное военное и послевоенное детство, скорее прочувствовали, чем осознали, что людям необходимо объединяться. Таким духовным стимулом, во многом поддерживающим людей и сегодня, стала песня. За 20 лет существования «Надежды» во много раз возросло мастерство участников хора, а репертуар давно перевалил за несколько десятков хоровых композиций.Коллектив собрал в свою копилку почетные награды и поощрения, самая драгоценная из которых – звание Народного хора. 
Без «Надежды» невозможно представить районную самодеятельность, участники хора буквально стали визитной карточкой Лутугинщины: как старейший - не по возрасту, так как дадут фору многим молодым - а по коллективному долголетию и сплоченности творческий коллектив. Получив звание «Народный», «Надежда» до сих пор успешно его подтверждает, что говорит о высокой квалификации хористов. И это с учетом того, что многие хоровые коллективы Луганщиныпосле 2014 г. просто перестали существовать. «Надежда» же – одна семья, где все вместе, где и радость, и горе утраты делится на всех, как у боевых товарищей. Поистине, хор для ветеранов стал любовью, радостью, смыслом жизни. Приходит время репетиций, и они откладывают домашние дела, забывая о болезнях, спешат в Дом культуры, где их ждут такие же увлеченные музыкой товарищи. По сути, хор для них является второй семьей, дружной, сплоченной. 
Грани профессионального мастерства 
«Репертуар для коллектива является важной основой, определяющей его художественно–исполнительское направление, над которым постоянно нужно работать, обновлять», - убеждена Аза Юльевна. Песня, по ее мнению, обязана затрагивать душу исполнителя и проникать в сердце слушателя. Руководитель хора уверена, что каждый концертный номер должен, помимо чисто внешней зрелищной привлекательности, нести в себе определенное внутреннее содержание, иметь нравственную нагрузку. «Проще говоря, песня должна чему-то учить, - поясняет Аза Юльевна. - Сегодня репертуар «Надежды» включает в себя патриотические советские песни, песни военных лет, лирические, народные. При хоровом коллективе создан ансамбль, есть 15 солистов, поющих удивительной красоты голосами. Даже арии из оперетты – как, например, Алексей Жуев. Виктор Дьяченко – тоже наш солист, талантливый человек. Вячеслав Мордак хорошо пел». 
- Тенор, баритон, а женские голоса? – интересуюсь у хормейстера. 
- Первое сопрано, второе сопрано и альт. Но женщин в коллективе 27, а вот мужчин не хватает, - сокрушается Аза Юльевна и, вздыхая, с грустью добавляет: «Все держится на женщинах: было, есть и будет…». 
Для того чтобы петь в хоре, в ансамбле, нужны желание и голос. 
- А если хочется, но голос – так себе? – спрашиваю Азу Юльевну. 
- Наше тело, - подсказывает хормейстер, - живой музыкальный инструмент. Его нужно лишь правильно настроить. Узнать свою ноту. 
Хормейстер помогает каждому хористу найти его основной тон. 
Мы стараемся никому не отказывать. Не все ведь должны обладать большим талантом. Научиться петь можно. Так что всем желающим говорю: приходите, пожалуйста. Правда, иногда случаются курьезные ситуации. Вот недавно приходил шутник из Успенки. Назвался Владимиром, по виду – солидный мужчина, 1941 года рождения, сообщил, что играет на гармошке. Ни слуха, ни голоса, ни чувства ритма… Интересуюсь у него, зачем же он пришел? А он отвечает: «Той що! Я прийшовжіночкусобіпридивитися…». И смех, и грех. 
Репетиции проходят 2 раза в неделю. Главное – прийти с хорошим настроением.Что нужно пожилому человеку? Внимание, забота, доброе слово, чуткое отношение. Всё это сполна Аза Фроликоваотдает своим самодеятельным артистам. Некоторые считают: пожестче должен быть руководитель – где-то и голос повысить, где-то топнуть ногой, чтобы дисциплинировать. «Но как же это возможно... сегодня топнешь – а завтра они не придут... И куда же им идти, чтобы встречаться, общаться и чувствовать себя нужными?», – рассуждает Аза Юльевна. 
- У нас разные характеры, руководителю надо железные нервы иметь, - кокетливо заявляют участницы хора. 
Аза Юльевна шутливо отмахивается: «Они хорошие, и порой им со мной нелегко. Я требовательная: репетиция начинается строго в одно время – как урок в школе. К сожалению, самодеятельные хористы не знают музыкальную грамоту, поэтому партию с каждым приходится разучивать на слух – 1, 2, 3 голос. Бывает, не чувствуют мои певуньи разницу в высоте звука – бьемся по нескольку часов. А как же – трехголосное пение должно звучать чисто, гармонично. Чтобы не было стыдно перед взыскательным зрителем». 
У участниц хора нормальное женское желание – новые красивые костюмы. Ведь их концертные платья – почти ровесницы хора: ткани давно выцвели, «постарели» от времени, многочисленных концертов. О зрителях хористы отзываются тепло, с благодарностью. «В наше время засилья попсы и шансона хоровое пение для отдельной части зрительской аудитории, особенно для молодежи, кажется «не форматом». Те, кто приходят на наши концерты к Новому году, Дню города, 8 Марта, Дню Победы, – это хорошие зрители, преданные. Можно от полного зала не получить столько энергии и положительных эмоций, сколько от нескольких десятков человек»,- рассуждает Аза Юльевна, философски смотря на жизнь и где-то в душе жалея тех, кто никогда в жизни не слышал хорового пения, не испытал восторга от величественнойторжественной красоты звучания многоголосия. 
Репетиция с хором, ансамблем, солистами…Кажется, сил уже нет совсем. А начнет Аза Юльевна петь - и звук, словно родниковая вода, смывает изнутри накопленную усталость. Это особое ощущение, когда музыка звучит не откуда-то со сцены, а вокруг и внутри поющего! Словно катится, переливаясь, поток мелодии, рожденный уверенными голосами под руководством регента церковного хора Собора Трех Святителей, в котором Аза Юльевна увлеченно поет многие годы.«Хор - модель идеального человеческого сообщества, - считает Аза Фроликова. - В нем каждое «я» слышит других и присоединяется к ним, при этом не теряя себя. Потребность в музыкальном общении знакома многим из нас. Мы поем во время застолий, в походах, собираясь вместе дружной компанией.Но красивым пение получается, лишь когда мы не стараемся перепеть других. Пение в хоре учит настраиваться друг на друга. Свой голос мы воспринимаем не ушами, а всем телом. Согласуязвучание своего голоса с другими голосами, достигаем гармонии». 
Аза Юльевна взмахнула рукой – и зазвучала музыка, уверенно вступил хор. Каждый взмах ее руки - это условный жест, который может указывать на смену темпа или ритма, регулирование громкости, силы звучания хора и прочих аспектов исполнения произведения. Она –дух и сила хора, флагман команды, задающий направление, регулирующий ход исполнения композиции. Она всегда знает, каким будет следующий взмах ее руки. 
Идут напряженные репетиции - подготовка к концерту к 9 мая. Аза Юльевна понимает, что каждый концерт для ветеранов – событие, перед которым они буквально преображаются, расцветая накрашенными губками, румянами, блеском вмиг помолодевших глаз. Еще немного - и они вновь будут на сцене, еще немного - и вновь заиграет баян, вновь польется песня, и вновь взорвется аплодисментами зал. И неважно, что потом опять догонят вечные болячки, в костюмерной запахнет корвалолом, а правнуки, на всякий случай, придут за бабушкой. В конце обязательно прозвучит вопрос: «Аза Юльевна, а когда репетиция?». И она обязательно состоится… И вновь зазвучит высокая нота музыки Души! 
Валерия Гализдра

 

Источник: 


Голосование за комфортную городскую среду

Лутугино