Одной из первостепенных задач, поставленных на государственном уровне в Российской Федерации, является противодействие коррупции. Коррупция имеет скрытый характер и негативно влияет на экономику и уровень жизни граждан.
В широком смысле под коррупцией понимается использование своего положения для необоснованного получения прямой или косвенной выгоды.
К причинам коррупции относятся правовая неграмотность населения,традиции, избыточное администрирование со стороны государства; низкий профессиональный уровень правоприменителей, неэффективность законодательства, низкий уровень доходов государственных и муниципальных служащих, врачей, учителей и представителей других профессий.
В системе мер государственной политики по противодействию коррупции определяющее место занимают: правовые, финансовые, кадровые, просветительские меры.
Закон является чрезвычайно важным, но всего лишь одним из средств реализации государственной политики. На закон нельзя возлагать решение тех задач, осуществление которых зависит от кадровых, финансовых, "силовых" и иных мер.
Закрепленный в законодательстве и применяемый на практике механизм противодействия коррупции представляет собой систему, включающую три элемента: профилактика, борьба, ликвидация последствий.
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Одним из первых российских нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции стал Указ Президента РФ от 04.04.1992 № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», который установил запрет для должностных лиц на занятие предпринимательской деятельностью, ограничения на иную оплачиваемую деятельность, обязанность представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах финансового характера.
Принят Федеральный закон от 31.07.1995 г. N № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», которым введен запрет на получение подарков в связи с исполнением должностных обязанностей, обязанность передавать в доверительное управление доли в уставном капитале коммерческих организаций.
В 1996 году принят Уголовный кодекс Российской Федерации, который предусматривает ответственность за целый ряд преступлений коррупционной направленности, в том числе злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение и дачу взятки.
В 1997-1998 годы Указами Президента Российской Федерации закреплены порядок представления и проверки сведений о доходах и имуществе и соответствующие формы представления сведений.
Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» определил понятие «конфликт интересов».
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрел создание комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, введение запретов и ограничений для гражданских служащих.
Указ Президента РФ от 03.03.2007 N 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» впервые закрепил порядок формирования и работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" действует новая редакция Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов).
Издан Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции»: образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет на законодательном уровне определение понятия «коррупция», устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с коррупцией; устанавливает ряд обязанностей, запретов и ограничений, направленных на противодействие коррупции, в том числе: обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
В соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение вышеперечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
Федеральный Закон «О противодействии коррупции» предусматривает систему запретов и ограничений для государственного (муниципального) служащего, содержит статьи об основаниях увольнения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, в связи с утратой доверия, а также о Реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, размещенном в сети Интернет.
Совершенствовалось уголовное законодательство. Уголовным кодексом РФ введены кратные штрафы за получение и дачу взятки. Мера направлена на то, чтобы лица, признанные виновными в получении и даче взятки, наказывались, в том числе, и «рублем», ради которого они и пошли на совершение преступления. Введена ответственность за посредничество во взяточничестве. Эта мера связана с тем, что взятки в крупном и особо крупном размере редко передаются напрямую. Соответственно, существует необходимость бороться с теми, кто выполняет роль передаточного звена. Введен институт освобождения от уголовной ответственности если лицо, давшее взятку или выступающее в качестве посредника, активно способствовало раскрытию преступления и либо имело место вымогательство, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки или о факте подкупа органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Мера связана с тем, что значительная часть успешных антикоррупционных расследований начинается с того, что кто-то из участников коррупционного взаимодействия раскрывает соответствующую информацию.
Коррупция является одним из серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства, и представляет огромную социальную угрозу. Поэтому разработка правовых механизмов противодействия коррупции значима и актуальна для развития современного российского общества и государства.
В широком смысле под коррупцией понимается использование своего положения для необоснованного получения прямой или косвенной выгоды.
К причинам коррупции относятся правовая неграмотность населения,традиции, избыточное администрирование со стороны государства; низкий профессиональный уровень правоприменителей, неэффективность законодательства, низкий уровень доходов государственных и муниципальных служащих, врачей, учителей и представителей других профессий.
В системе мер государственной политики по противодействию коррупции определяющее место занимают: правовые, финансовые, кадровые, просветительские меры.
Закон является чрезвычайно важным, но всего лишь одним из средств реализации государственной политики. На закон нельзя возлагать решение тех задач, осуществление которых зависит от кадровых, финансовых, "силовых" и иных мер.
Закрепленный в законодательстве и применяемый на практике механизм противодействия коррупции представляет собой систему, включающую три элемента: профилактика, борьба, ликвидация последствий.
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Одним из первых российских нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции стал Указ Президента РФ от 04.04.1992 № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», который установил запрет для должностных лиц на занятие предпринимательской деятельностью, ограничения на иную оплачиваемую деятельность, обязанность представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах финансового характера.
Принят Федеральный закон от 31.07.1995 г. N № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», которым введен запрет на получение подарков в связи с исполнением должностных обязанностей, обязанность передавать в доверительное управление доли в уставном капитале коммерческих организаций.
В 1996 году принят Уголовный кодекс Российской Федерации, который предусматривает ответственность за целый ряд преступлений коррупционной направленности, в том числе злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение и дачу взятки.
В 1997-1998 годы Указами Президента Российской Федерации закреплены порядок представления и проверки сведений о доходах и имуществе и соответствующие формы представления сведений.
Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» определил понятие «конфликт интересов».
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрел создание комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, введение запретов и ограничений для гражданских служащих.
Указ Президента РФ от 03.03.2007 N 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» впервые закрепил порядок формирования и работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" действует новая редакция Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов).
Издан Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции»: образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет на законодательном уровне определение понятия «коррупция», устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с коррупцией; устанавливает ряд обязанностей, запретов и ограничений, направленных на противодействие коррупции, в том числе: обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
В соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение вышеперечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
Федеральный Закон «О противодействии коррупции» предусматривает систему запретов и ограничений для государственного (муниципального) служащего, содержит статьи об основаниях увольнения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, в связи с утратой доверия, а также о Реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, размещенном в сети Интернет.
Совершенствовалось уголовное законодательство. Уголовным кодексом РФ введены кратные штрафы за получение и дачу взятки. Мера направлена на то, чтобы лица, признанные виновными в получении и даче взятки, наказывались, в том числе, и «рублем», ради которого они и пошли на совершение преступления. Введена ответственность за посредничество во взяточничестве. Эта мера связана с тем, что взятки в крупном и особо крупном размере редко передаются напрямую. Соответственно, существует необходимость бороться с теми, кто выполняет роль передаточного звена. Введен институт освобождения от уголовной ответственности если лицо, давшее взятку или выступающее в качестве посредника, активно способствовало раскрытию преступления и либо имело место вымогательство, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки или о факте подкупа органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Мера связана с тем, что значительная часть успешных антикоррупционных расследований начинается с того, что кто-то из участников коррупционного взаимодействия раскрывает соответствующую информацию.
Коррупция является одним из серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства, и представляет огромную социальную угрозу. Поэтому разработка правовых механизмов противодействия коррупции значима и актуальна для развития современного российского общества и государства.