В Белореченской школе трудится учитель, чьи уроки – увлекательное путешествие в мир естественных наук. Корреспонденты «Нашей трудовой славы» побеседовали с учителем биологии и химии Анной Евгеньевной Потаповой, узнали о ее подходе к обучению и воспитанию детей и выяснили, почему ребята из других классов стремятся попасть к ней на урок.
– Анна Евгеньевна, расскажите немного о себе, как пришли к преподавательской деятельности?
– С раннего детства в моем сердце жила мечта стать педагогом. Уже в первом классе я твердо осознала, что хочу быть учителем, хотя тогда еще не могла точно определиться, какой предмет буду преподавать. Вместе с подругами с удовольствием играла в «школу», и мне всегда доставалась роль учителя. Мне нравилось придумывать разные задания, а потом с увлечением проверять тетради своих «учеников».
В шестом классе я познакомилась с биологией. Этот предмет казался сложным, а мой учитель – строгим и требовательным. Но, несмотря на все трудности, биология почему-то меня притягивала. В тот период я окончательно утвердилась в своем выборе и решила, что стану учителем естественных наук.
– Какими качествами необходимо обладать современному педагогу?
– В моем представлении современный учитель – тот, кто идет в ногу со временем, которому верят, от которого ждут пусть маленькое, но чудо на каждом уроке. Он друг для своих учеников, их помощник, советчик и союзник.
На своих уроках я использую наглядные пособия, информационно-коммуникационные технологии и игровые упражнения. Эти приемы помогают ребятам не только лучше понять материал, но и вызывают интерес к изучению биологии и химии. Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времен Ушинского многое изменились, но смысл этой фразы не стареет. С помощью картинок, видео или презентаций даже самый обычный урок можно превратить в увлекательное путешествие.
Современный педагог также должен быть мобильным и гибким, способным легко адаптироваться к меняющимся условиям и потребностям своих учеников. Он коммуникабелен и искренне любит свое дело, а также своих воспитанников, стремясь вдохновить их на новые достижения.
– Сложно ли быть классным руководителем?
– На протяжении 12 лет я работаю в школе и 10 лет являюсь классным руководителем. Могу с уверенностью сказать, что быть классным руководителем – это не сложно, а невероятно интересно!
Подготовка к праздникам, организация классных часов и родительских собраний, репетиции с детьми – все это наполняет мою работу смыслом и радостью. А как приятно украшать класс к Новому году, создавая атмосферу волшебства для своих учеников!
В моем прошлом выпуске сложилась замечательная традиция в конце учебного года проводить родительское собрание совместно с детьми. Мы подводили итоги учебного года, отмечали успехи детей и родителей, награждали их грамотами за активное участие в жизни класса и школы. Эти встречи всегда проходили в теплой, дружеской атмосфере, объединяя учеников и родителей.
Конечно, в моей работе есть свои трудности, но любовь к делу и ученикам помогают мне преодолевать любые преграды. Каждый день я совершенствую свои педагогические навыки и стараюсь вдохновлять детей на успехи и новые достижения.
– Расскажите о том, как вы повышаете свою квалификацию?
– Я всегда с удовольствием участвую в профессиональных мероприятиях для педагогов. В октябре 2022 года я проходила курсы повышения квалификации для учителей Донбасса по программе «Школа современного учителя биологии» в Центре знаний «Машук» в Пятигорске. Это был важный этап в моем профессиональном развитии.
В июле 2023 года мне удалось успешно пройти конкурсный отбор и принять участие в семинаре-практикуме «Летний ПедСовет» в Центре знаний «Машук». На семинаре мы с коллегами обсуждали важные вопросы педагогической деятельности, сосредоточившись на профилактике выгорания в сфере образования и психологической поддержке учителей. Работа с игропрактическими форматами позволила нам глубже понять, как игровые приемы могут быть использованы в учебном процессе.
В октябре прошлого года я стала участницей III Всероссийского форума классных руководителей, а совсем недавно побывала на IV Всероссийском форуме классных руководителей в столице нашей родины. Это дало мне возможность обменяться опытом с коллегами из разных регионов.
Сейчас я прохожу дистанционные курсы для классных руководителей «Личностно-профессиональное развитие классного руководителя» на цифровой экосистеме ДПО «Апробация». Обучение организовано на бесплатной основе Всероссийским форумом классных руководителей и ФГБОУ «МДЦ «АРТЕК», и я очень рада, что могу развиваться как специалист и поддерживать своих учеников на высоком уровне.
– Как найти общий язык с детьми?
– Дети тонко чувствуют, как мы, взрослые, к ним относимся, с каким энтузиазмом работаем. Когда детям интересно на уроках или внеурочных занятиях, когда они понимают, что учитель работает с удовольствием, тогда вопросов с дисциплиной не возникает, а общий язык находится легко.
Также важно помнить, что каждый ребенок – это индивидуальность. Найти подход к ученику, понять его особенности, чувствовать его – это ключ к успешному взаимодействию. Секрет хорошего педагога – в любви к детям и своему делу.
– Какой совет вы дали бы молодому учителю?
– Всегда работать на совесть, быть неравнодушным, активным, учиться новому и постоянно развиваться. И помнить, что дисциплина в классе зависит от самодисциплины учителя. Если быть требовательным и строгим к себе, уверенным в значимости своего предмета, то все у учителя будет хорошо.
Беседовала Ксения Котова
Фото из личного архива Анны Потаповой
По материалам районной газеты "Наша трудовая слава" № 45 от 14 ноября 2024
– Анна Евгеньевна, расскажите немного о себе, как пришли к преподавательской деятельности?
– С раннего детства в моем сердце жила мечта стать педагогом. Уже в первом классе я твердо осознала, что хочу быть учителем, хотя тогда еще не могла точно определиться, какой предмет буду преподавать. Вместе с подругами с удовольствием играла в «школу», и мне всегда доставалась роль учителя. Мне нравилось придумывать разные задания, а потом с увлечением проверять тетради своих «учеников».
В шестом классе я познакомилась с биологией. Этот предмет казался сложным, а мой учитель – строгим и требовательным. Но, несмотря на все трудности, биология почему-то меня притягивала. В тот период я окончательно утвердилась в своем выборе и решила, что стану учителем естественных наук.
– Какими качествами необходимо обладать современному педагогу?
– В моем представлении современный учитель – тот, кто идет в ногу со временем, которому верят, от которого ждут пусть маленькое, но чудо на каждом уроке. Он друг для своих учеников, их помощник, советчик и союзник.
На своих уроках я использую наглядные пособия, информационно-коммуникационные технологии и игровые упражнения. Эти приемы помогают ребятам не только лучше понять материал, но и вызывают интерес к изучению биологии и химии. Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времен Ушинского многое изменились, но смысл этой фразы не стареет. С помощью картинок, видео или презентаций даже самый обычный урок можно превратить в увлекательное путешествие.
Современный педагог также должен быть мобильным и гибким, способным легко адаптироваться к меняющимся условиям и потребностям своих учеников. Он коммуникабелен и искренне любит свое дело, а также своих воспитанников, стремясь вдохновить их на новые достижения.
– Сложно ли быть классным руководителем?
– На протяжении 12 лет я работаю в школе и 10 лет являюсь классным руководителем. Могу с уверенностью сказать, что быть классным руководителем – это не сложно, а невероятно интересно!
Подготовка к праздникам, организация классных часов и родительских собраний, репетиции с детьми – все это наполняет мою работу смыслом и радостью. А как приятно украшать класс к Новому году, создавая атмосферу волшебства для своих учеников!
В моем прошлом выпуске сложилась замечательная традиция в конце учебного года проводить родительское собрание совместно с детьми. Мы подводили итоги учебного года, отмечали успехи детей и родителей, награждали их грамотами за активное участие в жизни класса и школы. Эти встречи всегда проходили в теплой, дружеской атмосфере, объединяя учеников и родителей.
Конечно, в моей работе есть свои трудности, но любовь к делу и ученикам помогают мне преодолевать любые преграды. Каждый день я совершенствую свои педагогические навыки и стараюсь вдохновлять детей на успехи и новые достижения.
– Расскажите о том, как вы повышаете свою квалификацию?
– Я всегда с удовольствием участвую в профессиональных мероприятиях для педагогов. В октябре 2022 года я проходила курсы повышения квалификации для учителей Донбасса по программе «Школа современного учителя биологии» в Центре знаний «Машук» в Пятигорске. Это был важный этап в моем профессиональном развитии.
В июле 2023 года мне удалось успешно пройти конкурсный отбор и принять участие в семинаре-практикуме «Летний ПедСовет» в Центре знаний «Машук». На семинаре мы с коллегами обсуждали важные вопросы педагогической деятельности, сосредоточившись на профилактике выгорания в сфере образования и психологической поддержке учителей. Работа с игропрактическими форматами позволила нам глубже понять, как игровые приемы могут быть использованы в учебном процессе.
В октябре прошлого года я стала участницей III Всероссийского форума классных руководителей, а совсем недавно побывала на IV Всероссийском форуме классных руководителей в столице нашей родины. Это дало мне возможность обменяться опытом с коллегами из разных регионов.
Сейчас я прохожу дистанционные курсы для классных руководителей «Личностно-профессиональное развитие классного руководителя» на цифровой экосистеме ДПО «Апробация». Обучение организовано на бесплатной основе Всероссийским форумом классных руководителей и ФГБОУ «МДЦ «АРТЕК», и я очень рада, что могу развиваться как специалист и поддерживать своих учеников на высоком уровне.
– Как найти общий язык с детьми?
– Дети тонко чувствуют, как мы, взрослые, к ним относимся, с каким энтузиазмом работаем. Когда детям интересно на уроках или внеурочных занятиях, когда они понимают, что учитель работает с удовольствием, тогда вопросов с дисциплиной не возникает, а общий язык находится легко.
Также важно помнить, что каждый ребенок – это индивидуальность. Найти подход к ученику, понять его особенности, чувствовать его – это ключ к успешному взаимодействию. Секрет хорошего педагога – в любви к детям и своему делу.
– Какой совет вы дали бы молодому учителю?
– Всегда работать на совесть, быть неравнодушным, активным, учиться новому и постоянно развиваться. И помнить, что дисциплина в классе зависит от самодисциплины учителя. Если быть требовательным и строгим к себе, уверенным в значимости своего предмета, то все у учителя будет хорошо.
Беседовала Ксения Котова
Фото из личного архива Анны Потаповой
По материалам районной газеты "Наша трудовая слава" № 45 от 14 ноября 2024