Муниципальное образование
Лутугинский муниципальный округ
Луганской Народной Республики


БУЛЛИНГ: ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

БУЛЛИНГ: ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Буллинг — это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Буллинг или школьная травля - от англ. bullying – запугивание. Это физический и/или психологический террор, агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, в отношении ребенка – жертвы. От других форм агрессивного поведения буллинг отличается тем, что осуществляется более сильной группой или отдельными одноклассниками, против одноклассника, который заведомо слабее психически или физически, имеет разнообразные формы проявления, происходит систематически в течение длительного времени и осуществляется осознанно. Жертва остро переживает действие буллинга, но по разным причинам не может ответить на агрессию.
Буллинг является международной проблемой. По данным ВОЗ каждый год несколько миллионов детей, начиная с восьми лет, становятся жертвами школьной травли, 10 - 15% детей 8-10 лет ежедневно подвергаются различным формам вербальной агрессии со стороны одноклассников (высмеивание, клички, оскорбления и другие), более половины – эпизодически становятся жертвами физического насилия. До 30% младших школьников испытывают трудности в общении со сверстниками и склонны к проявлению агрессии при разрешении простейших конфликтов, а 15% по различным причинам становятся изгоями в классе, исключенными из межличностного взаимодействия.
Основные причины возникновения буллинга.
Негармоничная иерархия. При негармоничном распределении статусов в классе появляются роли «отверженных», «изолированных». Они становятся объектом насмешек, унижения, насилия со стороны более сильных, но эмоционально нестабильных учеников.
Социально-экономические перемены. Мобильность современного общества, перенасыщенность информацией, отсутствие моральных устоев способствует проявлению агрессии. У подростков нет предпочитаемой модели поведения, возникает противоречивость действий, желаний.
Подростковый возраст. Перестройка систем организма, гормональный дисбаланс приводят к импульсивности поведения, снижению самоконтроля. Ведущими эмоциями становятся тревога, раздражение, реализующиеся через агрессию. Если к такому поведению прибегает лидер, то обязательно присоединяются его последователи (особенность подросткового периода).
Жестокое обращение в семье. Агрессоры – люди, пережившие насилие от родителей или других родственников, обладающих силой. Доминирует дисбаланс власти: старшие, более сильные, владеющие материальными благами члены злоупотребляют статусом, угрожают безопасности младших.
Педагогическое влияние. Влияние учителя на класс может сформировать нездоровую атмосферу. Неуважительное отношение педагога, жесткая конкуренция, публичное порицание, оскорбление выступают причинами буллинга в школе.
Социально-экономический статус. Установлено: дети из семей с низким доходом, отсутствием образования у родителей чаще становятся жертвами травли. Учащиеся из семей, где родители имеют высшее образование, оказываются более адаптированными к школьной среде, чувствуют себя комфортно в школе, редко становятся участниками ситуаций насилия.
Разновидности травли
Существует несколько видов буллинга:
физический — непосредственные физические действия в отношении жертвы: толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства;
вербальный — угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;социально-психологический — буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию: сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции;
экономический — вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
кибербуллинг (от англ. — cyberbullying), или интернет-буллинг, — травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие, как буллицид, — суицид, совершённый из-за травли в интернете.
Факторами, способствующими развитию буллинга в школе являются:
1.Равнодушие как установка педагогов
2.Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников, они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.
3.Отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.
Особенность современного буллинга в первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё что угодно.
 Ещё один факт, который обращает на себя внимание, — это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали всё чаще принимать участие в физическом буллинге.
Хотя жертвам тяжело, самим буллерам в жизни тоже приходится несладко. В школе, как правило, агрессоры — это дети, имеющие проблемы в учебе, воспитываемые матерями-одиночками, имеющие конфликты в семье.
Иногда травля бывает открытой, на пике агрессии — драки и откровенные издевательства. В других же случаях буллинг почти невидим. Например, когда одноклассники игнорируют, демонстративно не здороваются и отказываются сидеть рядом за партой. Это тоже травля — это давит, заставляет чувствовать себя одиноко и некомфортно. Поэтому первое, что нужно сделать, — это разглядеть факт буллинга.
Какие юридические последствия могут возникнуть в связи с буллингом
Зависит от того, насколько далеко зашла травля. Для таких случаев закон предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. До 16 лет за буллинг семью обидчика могут наказать штрафом. После 16 наказание зависит от тяжести преступления — вплоть до лишения свободы.

Голосование за комфортную городскую среду

Лутугино