По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков. Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка.
Попытки суицида среди несовершеннолетних могут быть как «истинными», так и «демонстративно-шантажными». В отличие от взрослых, подростки очень часто совершают демонстративные суицидальные попытки, совершенно не желая при этом закончить жизнь. Они просто хотят изменить ситуацию в свою пользу и не скрывают этих своих намерений, но до конца не понимают возможных последствий.
Основная причина суицида у подростков – кризисная ситуация в семье. Примерно у половины молодых людей, совершивших попытки самоубийства, один из родителей умер (покинул семью), либо один или оба родителя ведут асоциальный образ жизни. Подросток не находит иных способов решения своих проблем и останавливается на суицидальном. В то же время один из сильных факторов, удерживающих подростков в жизни во время суицидального кризиса, – именно отношения с родителями, но построенные на основе доверия, в которых ведется диалог, а мать и отец относятся к своему ребенку, как к партнеру. В таких случаях, как правило, формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие подростка от самоубийства.
«Школьные» причины суицидов – конфликты с преподавателями и администрацией учебного заведения, травля со стороны учащихся.
Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в положительной оценке значимых для него взрослых, в самоуважении, в общении. К сожалению, нередко учителя не способствуют улучшению положения ученика в системе межличностных отношений в классе, как правило, из-за низкой успеваемости ребенка. В то же время в юном возрасте мнение учителя в значительной степени определяет мнение детского коллектива.
Отношения с близким другом (особенно противоположного пола) – весьма значимый фактор суицидального поведения подростков. Чрезмерная зависимость от другого человека, как правило, возникает как компенсация плохих отношений со своими родителями. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь эмоционально необходимыми (по типу «я не могу жить без тебя»), что любое охлаждение в отношениях, а тем более измена, уход к другому, воспринимаются либо как катастрофическое унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Родители, будьте бдительны, если вы заметили за своим ребенком следующие особенности:
В словесных выражениях:
- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»;
- косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
- шутит на тему самоубийства;
- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
В поведении:
- испытывает чувство собственной никчемности или вины;
- боится наказания;
- раздает другим вещи, имеющие личную значимость;
- употребляет алкоголь, наркотические вещества;
- слишком мало или слишком много ест, спит;
- перестает следить за внешним видом, становится неряшлив;
- пропускает школьные занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками;
- проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;
- замыкается от семьи и друзей;
- теряет интерес к жизни, способность получать удовольствие;
- ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
Если вы заметили вышеперечисленные изменения в поведении ребенка:
Перестаньте критиковать ребенка, оказывать на него давление. Изучение проблемы суицида показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство вследствие физического и психического давления со стороны взрослых. Уважайте мнение ребенка, не навязывайте силой ему свои стереотипы – он личность.
Проявите внимание и заботу по отношению к ребенку. Выслушайте его, возьмите за руку, вникните в его трудности. Именно таким способом Вы лучше всего проникните в изолированную душу отчаявшегося ребенка.
Найдите вместе с ребенком выход из ситуации. В трудный момент жизни, когда человек, тем более ребенок, пребывает в депрессии, он даже и не представляет, что через какое-то время он сам увидит, как разрешится его самая «сложная» ситуация, а былые переживания покажутся незначительными. Окажите действенную помощь в разрешении проблем ребенка в школе, с друзьями. Родители должны стать первыми помощниками своих детей в осуществлении найденного выхода.
При суицидальной угрозе не стоит недооценивать помощь психиатров или клинических психологов.
Куда обращаться если ребенок совершил попытку суицида?
Неотложную помощь оказывают в профильных отделениях лечебных учреждений. После оказания неотложной помощи необходимо обратиться за консультацией к детскому психиатру. В случае отказа от помощи психиатра или психотерапевта ребенок направляется под наблюдение психолога детского территориального лечебного учреждения. В диагностически сложных случаях ребенок может быть направлен в психиатрическое отделение ГУ ЛНР «Луганская республиканская детская клиническая больница».
Кроме того, напоминаем, что согласно статье 63 Семейного кодекса Луганской Народной Республики родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В случае нарушения норм данной статьи родители несут ответственность согласно части 1 статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Луганской Народной Республики: неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями) обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот российских рублей.