2021 год - Год В.И.Даля. В честь 220-летия со дня рождения нашего земляка, выдающегося исследователя русского языка, писателя, этнографа, учёного и военного врача во всех образовательных организациях, культурно-просветительских центрах были запланированы и проводятся мероприятия, которые направлены на привлечение внимания общественности к научной деятельности, достижениям и творческому наследию Казака Луганского.
Безусловно, личность В.И. Даля – это образец честного служения своему делу и Отечеству. У В. Даля есть чему поучиться современной молодежи. Он оставил нам в наследство традиции, неприкосновенные богатства языковой культуры, которые являются благодатным материалом для воспитания наших детей таким образом, чтобы каждый любил свою землю, свою родину, испытывал к ней глубокое уважение и гордился тем, что родился именно здесь.
Образовательные учреждения Лутугинского района приняли активное участие в мероприятиях, посвященных нашему великому земляку. Это и единый Далевский диктант, и конкурсы исследовательских работ, и инсценизации по сказкам Даля, и географические виртуальные путешествия, и декламирование стихов, прозы, эссе, в том числе и собственного сочинения.
Итог такой творческой работы будет представлен на торжественном районном празднике «Светоч русского слова».
Размышления над творчеством великого лексикографа заставили еще раз задуматься над тем, насколько актуальными является для нас труды Владимира Ивановича Даля.
Хочется отметить, что и учителя, и родители, и учащиеся нашли в его творческом наследии те крупинки, из которых составляются знания.
Представляем вашему вниманию работы, основой темой которых являются размышления авторов о значении мыслей Даля, выраженных в его знаменитых цитатах. Представители разных поколений: родители, обучающиеся, педагоги в жанре эссе интерпретировали смысл далевских высказываний
«…Язык есть вековой труд целого поколения…»
В.И. Даль
В.И.Даль сказал «Язык есть вековой труд целого поколения». Меня поразило и удивило это высказывание.
Из энциклопедии я узнал, что древние люди делали наскальные рисунки, и благодаря этому мы узнали, как они жили. Правда, знаем мало, так как язык их был небогат. Шло время, и благодаря общению, язык развивался, поэтому менялись обычаи, появлялись новые слова и выражения. И сейчас мы пользуемся богатым и красивым русским языком. Получается, что каждое поколение трудилось над языком очень много, чтобы внуки и правнуки становились умнее, совершали новые открытия.
Я думаю, мало научиться говорить, нужно научиться дорожить языком, любить его.
Ученик 2 класса
ГОУ ЛНР «Лутугинский УВК НШДС «Журавлик»
Федоровский Тимофей
«…С языком шутить нельзя»
В.И.Даль
Все чаще задумываюсь над значением языка и речи. Умение говорить – это, пожалуй, самое ценное, чем обладает человек.
У В.И.Даля я прочитала о том, что «с языком шутить нельзя», что «словесная речь человека – это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью». Полностью согласна с этим, ведь речь отражает внутренний мир современных людей.
Во все времена звеном между душой и телом, духом и плотью была речь. Да, именно речь. Как бы ни выглядел человек, все равно его внешние качества оценят только сначала, ведь всем известно, что встречают по одежке…
Как известно, словом можно ранить, можно дать надежду или «толкнуть в бездну». Я сама не раз жалела о том, что сгоряча обижала близких. Неправильное, неточное использование слов ведет к непониманию.
Человек теряет осторожность, когда говорит первые слова любви. В этот момент его душа открывает миру самое прекрасное, что в ней есть. Не могу не вспомнить речь Наташи Ростовой, героини Льва Толстого, которая сумела в светском обществе быть «живой» и непосредственной, говорить от души, петь народные песни. Разве можно ее сравнить с холодной речью Элен Курагиной? Уверена: если в словах нет души, они пусты и бессмысленны, а порой даже разрушительны и опасны.
Нельзя шутить политикам, переписывающим историю и лишающим человека возможности говорить и думать на родном языке, насаждающим псевдоценности.
Современная молодежь учится у великих людей любить свой язык, она воспитана на сказках Пушкина, она учит «великий, могучий», этим самым укрепляя свой дух, соединяя «дух и плоть». Нельзя шутить с языком, его любить надо. А то, что мы любим, мы преумножаем, мы им восхищаемся, бережем как зеницу ока.
Бараниченко Мария,
ученица 10 класса ГОУ ЛНР
«Георгиевская СШ №1»
«Не может русский человек быть счастлив в одиночку, ему нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив»
В.И.Даль
Новорожденный впитывает знания о мире, прислушиваясь к голосу матери, к простым словам родного языка. Каждый родитель мечтает, чтобы сын и дочка выросли счастливыми, их жизнь была интересной, насыщенной, овладевая родной речью, ребенок осваивает окружающий мир с самого раннего детства до глубокой старости!
В нашей семье всегда с большим уважением относились к книгам. Домашняя библиотека – великое дело. Когда малыш видит, что в семье читают, это запоминается ему на всю жизнь. И мне кажется, на свете нет детей, которые бы не любили, чтобы им читали вслух! Конечно, мир стремительно меняется, и яркие картинки гаджетов привлекают всех от мала до велика. Но голос папы или мамы, который посвящает тебе свое время, внимание и погружает тебя в мир сказок и приключений, может увлечь не меньше мультфильмов. А потом наступает время игры в слова. Кто знает больше слов на букву А? Назови похожее другим словом! Тропинку к словарю дети протаптывают обычно задолго до того дня, когда садятся за парту. Я рада, что сын научился любоваться словом и чувствует его силу!
Но произошло это не сразу. Увлекательное путешествие в мир поэзии началось для него со старинной колыбельной и бабушкиных потешек, «Доктора Айболита» и «Кошкиного дома», а чуть позднее и сказок Александра Сергеевича Пушкина… И скоро появилось непреодолимое желание познакомиться с таинством стихосложения, секретами поэтического мастерства. В течение нескольких лет словарь литературоведческих терминов был для него настольной книгой, а занятия кружка юных поэтов и прозаиков – любимым времяпровождением по выходным. С каким восторгом читал сын за семейным ужином своё первое стихотворение, как радовался он первой большой победе сначала на районном, а затем и на республиканском уровне…
Восхождение на поэтический Олимп – само по себе событие знаковое, незабываемое. А если ты ещё и в ногу со временем шагаешь, то сбудутся, вернее, уже сбылись слова из любимой восточной сказки: «Сезам! Откройся!» В Республике объявили год В.И.Даля! И закипела работа! Вся семья погрузилась в биографию и творчество Казака Луганского, читали по ролям сказки, оформляли рукописную книгу пословиц… А история с так называемым «золотым» верблюдом Даля стала отправной точкой для написания нового авторского стихотворения «Бесценная пропажа», написанное сыном от имени самого Владимира Ивановича…
Такое ощущение, что волшебный клубочек родного языка, сверкая радужной нитью, привёл его к победе в специальной номинации в Республиканском конкурсе «Молодые голоса ЛНР», а затем – на XVII Международные Ушаковские сборы в Подмосковье.
В нашей семье всегда бережно и ответственно относились к слову, но выразить это стихами сумел только Андрей:
Пришла пора осенняя
С уборами нарядными.
Подарят настроение
Мне гроздья виноградные.
То тёмные, то светлые,
То белые, то красные,
То кислые, то сладкие –
На вкус они все разные.
Вот так стихотворения
Рождаются в тетради,
Как бусинки янтарные
На гроздьях винограда.
Я уверена: Болдинская осень бывает в душе каждого творческого человека, а тропинка к успеху рождается из любви к родному языку и неустанному труду по его изучению. И в этом – преемственность поколений.
На том и стоим.
Потапенко Виктория Сергеевна,
мать ученика 7 класса ГОУ ЛНР «Лутугинский УВК школа-лицей»
Потапенко Андрея
«...Составитель словаря не указчик языку, а служитель, раб его…»
В.И.Даль
Даль… Какое мощное, емкое русское слово! В нем все, что характеризует Россию: бескрайние просторы, широта русской души, вера. И надо же было так случиться, что человек отнюдь не русского происхождения – В.И.Даль - волею судьбы родился, жил, работал в России, ее он считал своим Отечеством, прославил ее как великий лексикограф.
Биография В.И.Даля несет в себе огромный воспитательный потенциал: прививает бережное отношение к родному языку, заставляет обратить внимание на нравственные ценности русского народа, учит колоссальному трудолюбию, целеустремленности, способствует патриотическому становлению личности.
Он был человеком необыкновенным. Хочется обратить внимание на роль родителей и семейного воспитания в становление личности Даля. Его мать говорила детям: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретиться в пути». И Даль всю жизнь следовал этому правилу.
«Человек рожден на труд», - говорил Даль. Вся его жизнь по большому счету была отдана русскому слову, ему служил он преданно и беззаветно. Даль писал: «...Составитель словаря не указчик языку, а служитель, раб его…». В этой фразе все о тяжелом, «рабском» труде великого лексикографа.
С каким трепетом Даль относился к каждому записанному слову, как бережно шлифовал свои бесценные находки, стараясь максимально объяснить их смысл!
Сколько бессонных ночей провел Даль в размышлениях о том, как расположить слова в словаре.
Оригинально решил В.И. Даль и приемы толкования слов.
Важно отметить, что писательский талант В.И. Даля при работе над словарем проявился в написании многих словарных статей живым и увлекательным языком. А это дорогого стоит! Какой титанический труд был сделан Далем! Сколько благородства в его служении русскому слову! И все это великий лексикограф делал не для славы, а для нас, его потомков.
Даль как составитель словаря никогда не был «указчиком языку», потому что понимал все его величие, всю мощь и правду. Именно поэтому Словарь Даля до сих пор является единственным и драгоценным пособием для каждого говорящего на русском языке.
Чумак Елена Петровна
учитель русского языка и литературы
ГОУ ЛНР «Лутугинская специализированная СШ»
«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание»
В.И.Даль
42 года работаю библиотекарем, четверть века непосредственно с детьми в школьной библиотеке. Много лет являюсь руководителем творческого объединения «Волшебный мир книги» «Успенской гимназии №2», на занятиях которого ребята узнают о писателях и поэтах – классиках и земляках, прославивших наш край. Среди них особое место принадлежит Казаку Луганскому.
Я с радостью восприняла сообщение о том, что 2021 год объявлен годом Владимира Ивановича Даля. Мне как библиотекарю (книгохранителю, по Далю) необходимо отобрать литературу, помочь и учителям, и детям в подготовке материала к классным часам, тематическим беседам, в оформлении стенгазет и уголков, выставок о В.Дале в кабинетах гимназии. И я пересматриваю накопленный материал. Вот загадки для умников и умниц, выбранные из Далева Словаря, - это для пятиклассников. Вот материал «Как играли дети и взрослые в старину» - это для начальной школы. Вот пословицы и поговорки, поэтический венок В.И.Далю – сборник стихов учащихся школ нашей республики - для старшеклассников. Я думаю, у нас в гимназии сложилась своя система далеведения, позволяющая приобщать учащихся всех возрастов к творческому наследию земляка. Ежегодно проводим устные журналы и литературно-музыкальные композиции, читательские конференции и викторины, библиотечные уроки, выставки рисунков- иллюстраций, турниры знатоков и презентации книг Даля, далевские чтения и конкурсы стихов. В библиотеке оформлена книжная выставка «Казак Луганский», издан гимназический альманах «Лепестки», в котором собраны лучшие стихи и сочинения, исследовательские работы учащихся. На мой взгляд, это лучшее подтверждение интереса подрастающего поколения к жизни и творчеству Казака Луганского.
Перечитываю цитаты В.И.Даля. Как много мудрых мыслей высказано о жизни и человеке, о народе и языке, о пословицах и поговорках. И каждая мысль великого земляка может стать предметом широкого обсуждения в ученических коллективах, особенно в старших классах.
Стрижаченко Н.А.
библиотекарь
ГОУ ЛНР «Успенская гимназия №2»
Творческое наследие В.И.Даля.
Приобщение к истокам языка: из опыта работы
Приобщение подрастающего поколения к многогранному наследию В.И. Даля должно быть основано на принципах системно-детельностного подхода, способствовать формированию духовно богатой языковой личности и реализации компетентностного аспекта в преподавании русского языка и литературы.
В программе по литературе региональный компонент предусматривает знакомство с творчеством В.И.Даля, начиная с 5-го класса. Это позволяет не только расширить читательский кругозор учащихся, но и способствует формированию у них духовно-нравственных ценностей и воспитанию уважительного отношения к культурно-историческому наследию своего края.
Использование лингвистических трудов В.И.Даля на уроках русскому языку позволяет нам, учителям-филологам, построить изучение самых сложных тем на интересном дидактическом материале, доступном учащимся 5 – 9 классов, который не только обучает, но и развивает, и воспитывает.
В своей работе при подготовке к урокам я стараюсь подбирать тексты, тематические группы слов, которые способствуют духовно-нравственному развитию личности, вызывают у детей светлые, добрые чувства, дают им возможность почувствовать себя в гармонии с окружающим миром. «Толковый словарь живого великорусского языка» и сборник «Пословицы и поговорки Русского народа» являются богатейшим источником такого лексического материала.
Впервые знакомлю учащихся с 4-томным «Толковым словарем живого великорусского языка» в 5 классе при изучении темы «Лексика. Лексическое значение слова». Обращаю внимание учащихся на особенности построения словарной статьи в данном словаре: особый способ расположения слов в словаре В.И. Даля; толкование слова В.И. Даль дает путем подбора к слову группы синонимов и слов, сходных по значению; в качестве иллюстративного материала В.И. Даль использует пословицы и поговорки, краткие авторские изречения.
В процессе ознакомительного чтения словарных статей выясняем, что многие слова из Словаря Даля сейчас имеют иное лексическое значение или устарели, их смысл непонятен детям, поэтому требуются дополнительные «иллюстративные» объяснения. Рассказываю своим ученикам, что именно с этой целью и была создана современная версия - «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка», в словарных статьях которого можно найти много интересной информации о давно забытых русских словах, а с полотен знаменитых художников увидеть зрительные образы этих слов.
При изучении темы «Им существительное. Общее значение» особого внимания заслуживают слова с отвлечённым значением: добро, зло, правда, совесть, честность, чуткость, радость и др. Предлагаю учащимся сначала попытаться объяснить значение этих слов самостоятельно, потом найти в Словаре Даля и обратить внимание на особенности их толкования при помощи пословиц или поговорок.
В 8-9 классе, изучая синтаксис простого и сложного предложения, с целью обогащения словарного запаса учащихся, воспитания языкового чутья, использую пословицы и поговорки из сборника В.И. Даля. Ученикам предлагаются задания различной степени сложности: найти в сборнике «Пословицы и поговорки Русского народа» примеры определённых синтаксических конструкций, восстановить пословицу и т.д.
Таким образом, творческое наследие В.И.Даля играет неоценимую роль в реализации целей и задач преподавания русского языка и литературы в школе: стимулирует интерес школьников к языку, поддерживает связь между поколениями; воспитывает языковую и читательскую культуру учащихся, приобщает их к сокровищам человеческой мысли и опыта.
Дмитренко И.А.,
учитель русского языка и литературы
ГОУ ЛНР «Роскошнянский УВК ССШ - ДС»
Лутугинского района