В ряду богослужений Великого поста особо стоит праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. Что легло в основу этого события, и почему оно особо выделяется в ряду церковных праздников? Человечество после своего греховного падения целые века ожидало свершения пророчества о пришествии в мир Искупителя, то есть Мессии. Он должен был родиться от простой смертной девы, которая вместила в себе этот Божественный плод. И вот пришло время свершиться пророчеству, этой избранницей стала дочь простых родителей Иоакима и Анны Мария. Ничем особенным не отличающаяся от своих сверстниц, Мария стала «избранным сосудом», который избрал Бог. На момент этого события она была обручена с престарелым Иосифом, плотником из галилейского города Назарета. Он по существу был не мужем Марии, но обручником, то есть хранителем ее девства, потому что посвященной Богу девушке нужно было находиться в чистоте и целомудрии. В доме Иосифа Мария проводила свои дни в трудах и молитве.
И вот в один из дней, когда она молилась и размышляла над словами святого Писания, перед ней предстал Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою, благословенна Ты между женами… не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Мария сказала ангелу: «Как будет это, когда я мужа не знаю?». Ангел ответил ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, поэтому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим».
Это событие, произошедшее в тихом восточном городке, стало отправной точкой Великого события - рождения Сына Божиего.
Многие могут скептически относиться к чуду бессмертного зачатия Девы Марии. С точки зрения человеческого разума это не представляется возможным. Но Бог есть Творец мира с его физическими законами, и невозможное для нас не является неисполнимым для Него. Прекрасно выразился один христианский богослов: «Бог, если хощет, побеждает естества чин, творит, что хощет». Поэтому эта великая Божественная тайна никак не может быть понята человеческим разумом, ее можно воспринять только силой веры религиозного опыта.
Праздник Благовещение издревле на Руси был любимым православным людом. Существовал трогательный обычай: в этот день выпускать из клеток птиц на волю, в знак возвещения свободы всему миру. Простой народ почитал этот праздник особо. В этот день считалось тяжким грехом заниматься даже мелкой работой. По народному верованию, даже птица в этот день не вьет себе гнезда.
Еще хочется рассказать о другом празднике, который стоит за неделю до Пасхи. Это Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Исторически это событие произошло перед крестными страданиями Спасителя. Перед этим Иисус воскресил умершего друга Лазаря, и простой народ поверил, что он не обычный человек, а победитель смерти и великий чудотворец. Подходя к Иерусалиму, Господь восходил на свою Голгофу: он знал, что должно произойти, пророчество сбывалось. Он входил в Великий город под крики восторженной толпы, которая хотела сделать его Царем Израильским, земным владыкой. Люди не видели в нем Мессию, Сына Божьего, пришедшего спасти человечество от греха и примирить с Богом. Они видели в нем земного царя, который вступает в свой город. Ликующие иудеи срезали ветви деревьев и постилали ему под ноги в знак царской власти и восклицали «Осанна» - что по-еврейски означает «спасение». А что спаситель? Хотел ли он принять такое поклонение? Несмотря на свою Божественную природу, он всегда проявлял особое смирение. И на этот раз он вошел в город не на белом коне и в дорогих одеждах, а скромно, как обычный путник, на простом осленке. Христос знает, что ждет его впереди: не царский престол, а безжалостный крест, страшное орудие казни преступников.
Сегодня эта толпа встречает его восторженными восклицаниями «Осанна», а через несколько дней будет озлобленно требовать во дворе Пилата его смерти, забыв все доброе, что он сделал для них.
Обычай употреблять в этот день в церкви ветви деревьев восходит к древности. На Востоке это была пальмовая ветвь, которая издревле считалась символом царской власти. У нас, на Руси, она заменялась вербой, так как она первая из всех деревьев дает почку, символизирующую жизнь.
И стоя в храме с вербой и возженными свечами, мы как бы невидимо встречаем грядущего Господа и приветствуем Его как победителя смерти и ада, который как воскресил Лазаря, так воскресит и нас для Вечной жизни с Собой.
Благочинный Лутугинского округа,
настоятель Собора Трех Святителей (г. Лутугино)
протоиерей Александр Кузнецов.