Энергетики Республики смогли даже в условиях военных действий и оккупации территории киевскими силовиками сохранить работоспособность сетей и объектов. Об этом в отмечаемый сегодня День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства рассказывает главный инженер Лутугинского РЭС Эдуард Клепка.
"Вспоминаю дни 2014-го и словно сами собой перед глазами мелькают картинки: испуганные лица коллег, первые обстрелы города. Тогда казалось, что до нас это не дойдет, не коснется. Но нет, война пришла в каждый дом, в каждую семью, никого стороной не прошла", - говорит он.
"21 июня. Тот день был таким же, как и предыдущие пару недель, напряженная обстановка, раскаты залпов, раздающиеся все ближе, внезапно пропал свет. Судя по разрывам снарядов, поняли без слов – повреждена линия на карьере, а ведь это уже совсем рядом. Выехала бригада, и вот здесь уже, подбирая еще теплые осколки снарядов, мы лично увидели, понюхали и осознали – нас бомбят. Но, тем не менее, страх – страхом, а свет людям восстанавливать нужно… Это наш непосредственный долг, и от этого никуда не деться. Началась рутинная работа, солнце нещадно пекло, раскаты взрывов нагоняли жути, пот скатывался по спине, но привычные работы успокаивали. Свет населению дали", - рассказывает энергетик.
"С этого дня обстрелы стали закономерными, каждый день где-то происходили повреждения, мы выезжали – ремонтировали, а вот если сильный артобстрел – ждали, могли ждать день, два, потом все равно выезжали и делали, но ведь за эти два дня повреждений накапливалось еще больше, прям снежный ком какой-то. А вот сейчас вспоминаю и думаю, а что же заставляло рисковать жизнью? Страх потерять работу – нет. Наверное, осознание, что кроме нас это не сделать никому, как говорят десантники - "никто, кроме нас". Страх был только за других ребят, когда приедешь с вызова и сидишь на работе до восьми, девяти, десяти вечера, ждешь, когда же вернутся мужики. Связи нет, со всех сторон стреляют, а коллег все нет и нет, вот и думаешь – где они и как, целы ли? И именно в такие моменты в голову начинает лезть всякая чепуха, еще больше себя накручиваешь. А тут еще "укропы" пришли, вроде и не беспределили сильно, по крайней мере, нас не трогали, все-таки хватало ума понять, что мы коммунальщики, и без нас плохо будет всем. Но все равно, гады, пытались то машину у бригады забрать, то еще что. Но мы-то тоже не промах – ничего не отдали, все уберегли", - вспоминает Клепка.
"Так время и шло: работа – обстрел – повреждения – работа. Потом началась страда восстановления. Можно сказать, что практически вся электросеть Лутугинского района была повреждена либо разрушена, каждый день, с утра до ночи занимались наладкой, восстановлением и ремонтом. Здесь спасибо комендатуре, без них бы точно у нас жертвы были. Комендатура регулярно помогала чем могла, технику, саперов выделяли. Регулярно снимали растяжки, мины находили, за это им спасибо, сберегли наши жизни", - отмечает он.
"Кроме того, мы с местным водоканалом плотно сотрудничали, у них свои электросети есть, а обслуживать некому было. Ну что ж поделаешь, не оставим же мы наших людей без воды, нашлись в нашей команде добровольцы, за «спасибо», так сказать, поехали и помогли им электроснабжение восстановить, дабы насосную станцию запустить и дать людям долгожданную воду", - рассказывает инженер.
"Сейчас-то уже полегче, отреставрировали электросеть, даже на новый уровень вышли, процент порывов и непредвиденных отключений стал меньше, чем в довоенное время. Во дела, только сейчас понял, это ж все нашими руками, каждый провод, клемма… Людям главное - чтоб свет горел, газ, вода были, а как оно появляется, какими усилиями – это понимают и ценят не многие. Ну, да и Бог с ним, наша задача ясна, а остальное все – мелочи", - уверен лутугинский энергетик.