Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье - важнейшее направление деятельности органа опеки и попечительства. Все дети, оставшиеся без попечения родителей, должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые должны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребёнка, и предпринять меры к его устройству.
Выбор семейных форм устройства основывается исключительно на интересах и потребностях ребенка. При этом родственники имеют приоритетное право для принятия ребенка в семью, в случае отсутствия родственников, готовых оформить опеку над ребенком, наилучшим способом принятия его в семью является усыновление (удочерение). Если такая форма устройства не возможна, то ребенку подбирается опекун. Граждане, готовые подарить ребенку родительскую любовь состоят в органе опеки и попечительства на учете в качестве потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, каждый из которых пришел к данному решению не сразу, вдумчиво, оценивая свои ресурсы, подготавливая себя и членов своей семьи. Ведущие мотивы при этом связаны с потребностью в ребенке, с желанием иметь ребенка, при невозможности иметь собственного.
Для того, чтобы принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо обратиться в органы опеки и попечительства по месту своего жительства с заявлениями о выдаче заключения о возможности быть опекунами (попечителями), либо усыновителями и предоставить предусмотренные законодательством документы. Для граждан, желающих принять ребенка под опеку (попечительство), перечень необходимых документов определен Постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 15.01.2019 № 8/19 «Об утверждении Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями
несовершеннолетних граждан либо принять их на воспитание в иных установленных семейным законодательством Луганской Народной Республики формах», а для кандидатов в усыновители - Постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 19.02.2019 № 100/19 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Луганской Народной Республики».
Требования к опекунам, усыновителям предусмотрены Гражданским и Семейным кодексами Луганской Народной Республики, Законом «Об опеке и попечительстве». К основным требованиям к опекунам и попечителям, усыновителям можно отнести следующее:
Во-первых, разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком должна быть, как правило, не менее 16 лет, но если ребенка усыновляет отчим (мачеха) наличие разницы в возрасте роли не играет, главное, чтобы будущий усыновитель был совершеннолетним.
Во-вторых, необходимо пройти медицинское обследование, получить заключение о возможности гражданина быть опекуном, усыновителем. Опекун, усыновитель не должен быть больным туберкулезом, инфекционными болезнями, алкоголизмом и наркоманией, психическими заболеваниями.
При усыновлении либо назначении ребенку опекуна, учитываются нравственные и иные личные качества усыновителя, опекуна, способность его к выполнению обязанностей усыновителя, опекуна, отношения между усыновителем, опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи, а также, если это возможно, желание самого ребенка. Закон не уточняет, какие именно качества имеются в виду, орган опеки и попечительства руководствуется общепринятыми нормами морали. Важно, чтобы любовь, привязанность и повседневная забота о ребенке стали основой семейных отношений.
В этой связи хочется отметить важность обучения граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами, которое является обязательным условием при принятии ребенка, поскольку дает представление о сути усыновления, опеки, как работы, требующей специальных знаний, умений, способностей и соблюдения определенных обязательств. Потенциальные усыновители, опекуны приобретают знания и умения в области психологии и педагогики, семейного воспитания, особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, особенностей этапов развития, становления замещающей семьи, получают медицинские и юридические знания.
В-третьих - отсутствие судимости в отношении жизни и здоровья граждан. Усыновителем, опекуном не может быть человек, бывший усыновителем и лишенный этого права по его вине, а также лишенный родительских прав на собственных детей. Кроме того, семья должна иметь доход, позволяющий обеспечить полноценное воспитание и развитие ребенку. Далее орган опеки и попечительства изучает представленные кандидатами документы, устанавливает сведения о личности будущего усыновителя или опекуна, обследует условия его жизни.
Исследовав вышеуказанные документы, при отсутствии обстоятельств, препятствующих гражданину принять в семью ребенка, орган опеки и попечительства принимает решение о возможности гражданина быть опекуном, попечителем, в той или иной форме, либо усыновителем и оформляет соответствующее заключение, которое является основанием для постановки данного гражданина на учет в качестве желающего принять на воспитание в семью ребенка. Заключение о возможности граждан быть усыновителями либо опекунами действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения по подбору ребенка.
Граждане получают соответствующее заключение и вправе обратиться с ним по вопросу о предоставлении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть устроены в семьи, в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или непосредственно в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, к государственному оператору, которым является Министерство труда и социальной политики Луганской Народной Республики.
Каким образом происходит процесс подборки несовершеннолетнего в семью Гражданам, состоящим на учете кандидатов в усыновители, опекуны, на личном приеме в органе опеки и попечительства предоставляются сведения о детях, которые могут быть усыновлены, сведения о которых соответствуют пожеланиям усыновителей, опекунов. Подбор ребенка осуществляется согласно пожеланиям кандидатов по полу, возрасту, состоянию здоровья, внешности и иных пожеланий, которые письменно указываются гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью. Потенциальные родители получают информацию о состоянии здоровья ребенка, сведения о кровных родителях и родственниках ребенка, знакомятся с фотографией ребенка. В случае согласия граждан познакомиться с ребенком, орган опеки и попечительства выдает направление на его посещение в учреждении (направление действительно в течение 10 дней, продление срока действия направления на посещение ребенка возможно при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка, введение карантина в учреждении).
После выдачи указанного документа кандидаты в усыновители, опекуны направляются в учреждение, где обязаны лично познакомиться с ребенком, установить с ним контакт, ознакомиться с документами ребенка. После общения с сотрудниками учреждения, ознакомления с документами, а также общения с ребенком, граждане принимают решение. По результатам посещения оформляется заявление о принятом гражданами решении. При отказе от приема на воспитание в свою семью ребенка, которого они посетили, гражданам с их согласия, выдается направление на посещение другого выбранного им ребенка.
В случае, если граждане, пообщавшись с ребенком, ознакомившись с документами, хранящимися в его личном деле и состоянием его здоровья, дают согласие на принятие его в семью, осуществляется непосредственно устройство ребенка в семью. Процедура принятия ребенка в семью для опекунов и усыновителей различна - если назначение граждан опекунами осуществляется органом опеки и попечительства, то установление усыновления производится судом с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства, который предоставляет суду заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.
В случае, если кандидаты в усыновители, опекуны не смогли подобрать ребенка в органе опеки и попечительстве по месту своего жительства, они вправе обратиться по вопросу о предоставлении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть устроены в семьи, в другой орган опеки, либо непосредственно к государственному оператору Государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Процедура принятия ребенка в семью для опекунов и усыновителей различна - если назначение граждан опекунами осуществляется органом опеки и попечительства, то установление усыновления производится судом с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства, которое предоставляет суду заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.
После процедуры передачи ребенка в семью усыновителей, опекунов, в целях защиты прав и законных интересов детей орган опеки и попечительства осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания.
Контрольные обследования условий жизни и воспитания усыновленных детей, осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством:
в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда (первое обследование проводится по истечении 5 месяцев, но не позднее 7 месяцев после вступления в законную силу решения суда; всего – 4 обязательных посещений в течение трех лет).
Необходимость проведения контрольного обследования по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителей. Контрольное обследование проводится с сохранением тайны усыновления. Также по запросу усыновителей может организовываться психолого-педагогическое сопровождение, которое выстраивается исходя из заявленной проблемы.
Контроль за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного осуществляется в следующем порядке:
- 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
- 1 раз в 3 месяца в течение первого года;
- 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет до достижения ребенком совершеннолетия.
При проведении плановых проверок специалисты осуществляют оценку жилищно-бытовых условий ребенка, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности его развития. По итогам проверки составляют акт, в котором в том числе отражены выявленные нарушения и рекомендации по их устранению.
В чем отличие понятий: усыновление, опека и попечительство?
Выбор семейных форм устройства основывается исключительно на интересах и потребностях ребенка. Существуют следующие формы устройства – усыновление и опека (попечительство). Опека в свою очередь бывает безвозмездной и возмездной, т.е. приемной семьей либо детским домом семейного типа.
Если опекуны и приемные родители исполняют свои обязанности по отношению к подопечному временно – до достижения им совершеннолетия или до прекращения опеки (попечительства) по иным предусмотренным законом обстоятельствам, то усыновленные дети по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.
Усыновление является приоритетной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений. Ребенок обретает самое главное и важное для него – родительскую любовь. При этом усыновители имеют право на единовременную государственную поддержку.
Желающим получить более подробную информацию обращаться в отдел по делам семьи и детей Администрации по адресу: г.Лутугино, ул.Ленина, 83, каб.405,406.